Юзу Алешковскому 91 год

Юз Алешковский (в центре), с сыном Алексеем (слева) и Михаилом Барышниковым на празднование своего 90-летия. Коннектикут, 21 сентября 2019 года.

Вчера, 21 сентября, отметил свой день рождения классик русской литературы и автор множества песен, давно ставших народными, Юз Алешковский. Ему исполнился 91 год. Специально к этой дате на YouTube-канале ProПесни было размещено новое видео с участием именинника, увидеть которое можно здесь и сейчас. Кроме того, как сообщалось ранее, ко дню рождения писателя студия «КИСМЕТ» выпустила коллекционный сборник стихов и песен Алешковского «Свиданки с Музой». На прошлой неделе мой друг, коллекционер Александр Цаплин, вручил экземпляр №13 лично Рудольфу Фуксу, который руководил студией «КИСМЕТ» в ее «золотой век» с 1980 по 2000 годы. Номер 13 — любимое число Рудольфа, ведь это день его рождения. В книге его мемуаров «Песни на «ребрах»: Высоцкий, Северный, Пресли и другие», которая выходила в серии «Русские шансонье», этому факту посвящена целая глава.

Сегодня пришел первый отзыв о книге Юза Алешковского «Свиданки с Музой» от журналиста Марины Тимониной, которая стала обладателем экземпляра №21. С согласия автора привожу выдержки из ее статьи: «Сейчас, в первые десятилетия двадцать первого века, продолжают творческую работу только единицы из тех, кто вживую соединяет нас с великим прошлым двадцатым веком. И главный человек здесь – Алешковский. «Эшелон, за вагоном вагон…» страданий, испытаний, падений и побед. Внутри последнего столетия были – и остались сегодня, в новом веке, люди, скрепившие «цепь времён» в одну эпоху, состоявшиеся как её стержни и маяки. Конечно, Алешковского «знают» все так называемые «интеллигентные люди», у которых есть длинные списки имён, которые обязан знать каждый. «Интеллигенты» у нас очень разные, как и их «списки». Но одна из фундаментальных фигур в них (независимо от «политокраса» «интеллигента», его вкусовых и стилистических пристрастий) – конечно, Юз Алешковский! Чьи произведения люди узнали задолго до ф.и.о. автора! Да, все мы читали когда-то «Метрополь» — но еще раньше (на целую «пятилетку»!) услышали песни Алешковского в исполнении Дины Верни. Не знаю, как, до кого и когда доходили «Товарищ Сталин, вы большой учёный…» или «Окурочек» — но я услышала их в снежный, метельный, зимний вечер 1975-1976 г. на пластинке, привезенной нашим другом Мишей прямиком «из Парижу». Пластинку дали на одну ночь. Мой младший брат Серж (Сэрж! – как называли его друзья) переписывал ее для себя и друзей на магнитофоне фирмы – нарочно не придумаешь! – «Грюндиг»! … Только спустя 45 лет я случайно обратила внимание на фразу в романе Ю.А. «Рука»: «… Вы правы. Есть у нас и следователи, и судьи, и прокуроры, которых не то что за лимон с каратиками впридачу купить можно, но и за комбайн «Грюндиг». Я лично знаю таких и не презираю». Что интересно: переписывая в то давнее время Дину Верни и бескорыстно давая ее слушать друзьям (на кассетах уже, поскольку пластинка гостила у нас только сутки) – мой брат дал ее слушать и нашему соседу по лестничной клетке в доме а Фрунзенской набережной, в гостях у которого нередко выпивал тогда и молодой Андрей Макаревич. … Тем более приятно было спустя годы узнать, что Макаревич спел вместе с Ю.А. его песни! … А тогда, 45 годков назад, с легкой руки Сэржа и Мишеля Дина Верни разошлась по квартирам московских приятелей и достигла главных слушателей – наших глубоко старших друзей, прошедших по 7-10-13 лет политических лагерей и живших за 101 километром по Ярославской железной дороге в славных городах Струнино и Александров. Полит-зэка ставили Алешковского очень высоко! Конечно, за промелькнувшие с тех пор заповедных времен годы много раз слышала песни Ю.А. и прозу перечитывала. Но из всего читанного-перечитанного-переслушанного самое оглушающее чисто литературное впечатление произвела именно книга «Свиданки с Музой», изданная в 2020 году! Эта книга – безупречна! Тот редчайший случай, когда безупречен ВЕСЬ СОСТАВ книги. Текст. Компоновка. «Дизайн», «макет» и «верстка» сами по себе пустые слова, не говорящие ровным счетом ничего. А у этой книги – есть художник, Михаил Китайнер, собравший «дизайн», рисунки Вячеслава Сысоева и фото в единое художественное целое, идеально отвечающее тексту. Всё сделано просто: желтоватая бумага; слегка размытые фотографии; четко выделены только «иероглифы», сопровождающие «китайскую» часть книги. Черная обложка, шрифт, иллюстративный ряд. Всё вместе – ощущение достоверности, привязки к тому «лагу времени», который накрепко связан с вершинами русского книгоиздательского искусства столетней уже давности. О, эти «книжечки» «гумилевых» и «хлебниковых» с иллюстрациями «наталий гончаровых»… «Антик марэ, что-то особенное, а не козлик!» — об этом говорит и формат книги. В столь малый объем вмещена не просто эпоха, — а создано то, над чем безуспешно бьются политиканы всех мастей, пытающиеся соединить разорванную «цепь времен», проложить какие-то «стежки-дорожки» от «вчерашней» России в «завтрашнюю»: а в книжке построена не «единая», а Вечная Россия!
Юз Алешковский, его сын Алексей Алешковский, издатель Максим Кравчинский и фирма «Кисмет» (раздвинувшая планки своей деятельности и перешагнувшая в мир книгоиздательства) — как бы играючи, не «умничая» и не перегружая читателей – собрали в одно «тело» и «поле» целый век русской культуры! Эта четырех-частная книга состоит из четырех блоков, укрепляющих друг друга. 1 блок – «Стихи». 2 блок – «Подражание поэтам древнего Китая». 3 блок – «Песни». 4 блок – послесловие Алексея Алешковского «Бог проявляется в деталях» (на мой взгляд, текст, наиболее точно и кратко исследующий творчество Ю.А., да простят меня другие авторы). О каждом из блоков хочется рассказать отдельно – но такое понятие как совесть заставляет меня приостановиться. Ведь сегодняшняя моя цель проста – поздравить Юза Алешковского с днем рождения и выходом его превосходной книги». 


Click to access the login or register cheese