ИНТЕРВЬЮ СО СТАСОМ МИХАЙЛОВЫМ

Стас Михайлов и фотограф Е.Гиршев в Петербурге. Весна 2002г.

БЕСЕДА СОСТОЯЛАСЬ В МОСКВЕ, В ЯНВАРЕ 2007 ГОДА, Т.Е. ВСЕГО ЗА ГОД ДО СТРЕМИТЕЛЬНОГО ВЗЛЕТА МИХАЙЛОВА К ВЕРШИНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОЛИМПА.

 В науке с загадочным названием астрономия есть термин — «рождение новой звезды». Тысячи мельчайших факторов должны сложиться воедино… Взрыв невероятной по мощи энергии! И… засияла, заискрилась в ночном небе звезда, посылая свой свет людям. Мне кажется, история героя сегодняшнего интервью, как нельзя лучше, подходит под это «научное» сравнение. Рожденный на периферии нашей российской галактики,- в Сочи,- он начал там музыкальную карьеру в ресторане, в бурные 90-е перепробовал самые разные профессии, успел стать победителем многих конкурсов и фестивалей, «с кровью» издал первый альбом в 1997 году, а в начале тысячелетия количество перешло в качество, и его песни услышали люди. Сегодня на его концертах в Москве, Петербурге или самой отдаленной глубинке всегда аншлаг – зритель чувствует – в этих аккордах и строчках живут душа и свет. Конечно, вы догадались, речь идет о Стасе Михайлове. В первые дни после новогодних праздников мне удалось вклиниться в крайне плотный гастрольный график артиста и побеседовать  «обо все понемногу».

Стас, во время подготовки к нашей встрече я искал ваш сайт в интернете и обнаружил его на сервере немецкого провайдера? Почему так вышло?

Я довольно скептически относился к интернет-пространству, но мой друг – создатель данного ресурса, который уже 17 лет живет в Германии, сказал мне: «За этим будущее», — и оказался прав. По последним данным почти сто тысяч гостей посетили сайт. Разве не здорово?

С.Михайлов. Фото Е.Гиршева

Многие артисты не жалуют интернет, потому что туда заходит много случайных людей, которые могут обидеть, оскорбить артиста? Вы как реагируете на подобные выпады?

Нет, мне наоборот нравится, если звучит какая-то критика. В этом случае происходит нормальное человеческое общение, а когда все слишком сладко – неинтересно. Но чаще, когда меня начинают ругать, то мои поклонники дружно встают на мою защиту.

Прочитав вашу гостевую книгу, я обнаружил там скорее поклонниц, причем стоо-олько! Письма такие… Страстные и иногда странные… Не донимают вас фанатки?

Нет, вы знаете. Я к ним отношусь с большим уважением. Стараюсь все прочитывать, но только отвечать, в силу занятости, самому получается редко.  Вообще письма и прочие проявления увлеченности моим творчеством я не расцениваю как-то негативно. Люди разные и у каждого есть право выражать свои мысли. У меня был поклонник из Питера Александр Саксонов, который сегодня является одним из ценнейших сотрудников моей команды и занимается организацией концертов. Это колоссальный труд, а начинал он когда-то с того, что раздавал мои диски прямо на улице прохожим. Недавно прошло несколько выступлений в БКЗ «Октябрьский» и все при полном зале – это, во многом, его заслуга.

С.Михайлов.Фото Е.Гиршева

Я слышал ваши песни с конца 90-х годов, в то же время купил и первые диски. Как вам кажется, почему долгое время вы были просто одним из артистов. Кто интересовался, — знал, что есть такой певец Стас Михайлов, но не более того. В последние же два года произошел реальный взрыв в вашей карьере? Вы сами это как-то объясняете?

Всему имеется объяснение. Существуют некие шестеренки в механизме, наступает время, и они встают на свои места. Значит, тогда был материал, с которым было рано выходить к людям. Не было нужного качества звука, подачи… Играют роль многие факторы. Сегодня Стас Михайлов – это не один человек, это целая команда, которая закрывает очень многие вопросы, а я только пишу, занимаюсь творчеством. В принципе, так и должно быть, но раньше я один занимался всем. А теперь есть «спина» — та необходимая поддержка, на которую можно опереться. Сегодня у меня то душевное состояние, которое необходимо для успешной работы. Я не делаю слишком много концертов – 12-15 встреч с публикой в месяц. Не больше, потому что через два часа выступления я чуть живой. Стараюсь создать душевную, даже домашнюю атмосферу в зале. Я общаюсь со зрителем и вижу, что меня слушают. Мне это необходимо, а я со своей стороны стремлюсь показать разные грани своего искусства. Несколько композиций я исполняю только под одну гитару. У меня есть целая серия таких песен, сделанных в акустике, которые Бог даст, войдут на альбом «песни для взрослых».

Вы с таким азартом говорите о своих выступлениях, как будто для вас концерт – это праздник, не работа?

Да, для меня это праздник. Вы не представляете, как мне приятно отдавать людям часть своей души. Я очень хочу, чтобы это состояние осталось, не началась фальшь, неискренность.

Бытует мнение, что «художник должен быть голодным». Вы согласны с этим?

Нет, это ерунда. Меня в принципе не пугает ничего. В 90-е я ездил по Питеру на трамвае и постоянно размышлял о «хлебе насущном». Сегодня я приезжаю в новое место, где меня встречает машина, хорошее отношение организаторов и есть время увидеть красоту разных городов, впитать яркие впечатления. Деньги для меня не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы закрыть необходимые материальные потребности, — они у меня, кстати, довольно скромные,- и чтобы люди рядом были довольны.

С.Михайлов.Фото Е.Гиршева

Очень часто человек начинает ярко, а потом сходит «на нет»? Отчего так происходит на ваш взгляд?

Бог каждому дает талант и им надо грамотно распорядиться, развить его. Не впадать в «звездную болезнь» после первого успеха, а постоянно находиться в творческом поиске. Конечно, это всего лишь слова, но я стараюсь.Вдохновение, процесс рождения песни — это таинство. Для меня очень важна смена обстановки. Вот буквально пару дней назад я сел за руль и поехал за 3500 тысячи километров на юг, повидать родителей. Еду и в дороге приходят мелодии, стихи.

Сегодня в Москве работает на эстраде ваш земляк из Сочи Григорий Лепс. Вы знакомы?

Да, мы работали вместе в ресторанах гостиницы «Жемчужина», а когда только оказались в Москве общались довольно часто, теперь реже. Сами понимаете, столица такой город…

В основном вы пишете песни сами? Но я слышал, как вы просто великолепно поете Есенина?

Сергей Есенин, Владимир Высоцкий – я этих людей ставлю в один ряд. Никто так не пишет. Там музыка, словно, уже звучит за словами. У меня было предложение сделать сборник песен на стихи Есенина к юбилею поэта, но в тот год вышло довольно много таких проектов, и я не стал продолжать. Может в будущем.

Как вы сами определяете музыкальный стиль, в котором работаете?

Никак. Как Вы определите стиль, например, Юрия Антонова?

Эстрада.

Пусть так, но его творчество имеет отклик у самых разных людей, в независимости от положения, достатка. Мне бы хотелось также. Или Розенбаум – вот пример. Не надо ни девочек на подпевках, ничего. У него в одном городе отключился звук на концерте, он взял гитару и два часа держал зал. Вот уровень артиста и до него я хочу дотянуться.

Я прочитал на сайте, что вы всю жизнь занимались музыкой?

Я сразу продолжу и перефразирую ваш вопрос: «Чем бы я не занимался, все заканчивалось музыкой!» Из минского училища гражданской авиации, я ушел, отучившись семь месяцев. Меня провожал весь курс, а старший даже сказал: «Стас, оставайся, будешь петь за училище. На что я резонно возразил: «Зачем же я буду плохим летчиком?» Я многим занимался в жизни. И грузчиком был, и в казино работал, и в игровых аппаратах… Я много пробовал, но везде пел. В конце 80-х я пошел служить в армию. Как только я попал в часть, каптершик подходит ко мне со словами: «Чего делать умеешь?» Там всех молодых так встречают. Я отвечаю: «Петь могу». Мне тут же гитары в зубы – пой. Я исполнил. После чего мне сразу дали привилегии — жить отдельно, и после 9 ходить мыть ноги (смеется). Позже я стал водителем и возил командующего ВВС Северо-Кавказского округа, но и там пел.

С.Михайлов.Фото Е.Гиршева

Судя по вашему творчеству, вам не особенно близки такие проявления жанровой музыки, как лагерная лирика, одесская песня и т.д.?

Знаете, надо иметь хотя бы небольшое представление о том, о чем поешь. У меня есть несколько жанровых песен-посвящений моим друзьям, потому что у меня очень широкий и разносторонний круг общения, я это не скрываю. В середине 90-х я даже пел в зоне для заключенных, где ко мне подошел смотрящий и попросил: «Пожалуйста, не пой ничего блатного». Я говорю: «Да, у меня и нет ничего из такой тематики».

В перерывах между очень плотным гастрольным графиком остается время на чтение, отдых?

Сейчас практически нет. А раньше, если читал, то читал духовную литературу: дьякона Кураева, жития святых, Нилуса.

? Признаюсь, удивили очень.

Почему? (в глазах самое искреннее, неподдельное удивление)

Но к этому же надо придти?

Вы задали вопрос – я ответил, но между ответом – целая жизнь. Я понимаю одно – главное в человеке душа. Она также как все в нашем теле, просит пищи, но мы не кормим ее. Кто-то от этого начинает пить и лишь немногие понимают, как этим даром распорядится. Вот такая литература помогает познать себя, обрести душевное равновесие. Как сказал святой и философ Серафим Роуз: «Все религии хороши, но только православие мне открыло небеса». Меня тоже раздирают страсти – «часть к небу, часть к земле», — как я написал в одной из новых песен. Но надо, надо поймать золотую середину – это самое главное. Касательно отдыха… У меня нет допингов: я не курю и не пью. Мне нравится познавать. Открывать для себя новые города, просто общаться с людьми. Господь все дал человеку для радости бытия надо лишь умело пользоваться этим.

Есть ли у вас мысли спеть дуэтом с кем-то?

Есть, но пока не открою. Написаны даже две песни для этого. Дуэт должен быть на грани. Это должны быть две, прежде всего, несочитающиеся личности, а не просто хорошие голоса. Вот, например, последний дуэт «Капля теплоты» Смеховой и Шуфутинского – отличная работа.

С.Михайлов.Фото Е.Гиршева

Сегодня в вашем творческом багаже четыре номерных диска, последний — «Берега мечты», правильно?

Да, четыре альбома. Хочу сделать, как уже упоминал, новый акустический альбом «Для взрослых» и в феврале у меня выходит DVD «Берега мечты», съемки которого прошли в кино-концертном зале «Комос».

Спасибо за беседу. Уверен, не последнюю, Вы умеете удивлять.

Взаимно, и с Рождеством вас и всех читателей.

Беседовал Максим Кравчинский (c)


Click to access the login or register cheese