Сергей Трофимов — Аллея шансона 2

Своя колея или «Заслуженный артист»
В мелодиях Сергея Трофимова звучит пульс городской суеты, в стихах – зеркальное отражение нашей жизни. В его рифмах и ритмах слышны переживания, сомнения и озарения, свойственные каждому мыслящему человеку.
С годами меняются взгляды на вещи, приходят опыт и мудрость. А с ними – иные музыкальные композиции. Теперь Сергей Трофимов может позволить себе и эксперименты со звуком и выдать в эфире первого канала залихватский рок-н-ролльный дуэт с Дмитрием Дибровым, который зрители воспримут не хуже, чем его авторские песни. Лучшим доказательством моей мысли пусть станет недавняя реплика безымянного поклонника из Интернета: «Не интересовался до некоторого времени творчеством Трофимова пока не услышал его замечательные и очень добрые, как в текстовом, так и в музыкальном плане, лирические композиции. Именно с них началась моя любовь к его песням. Как я знаю, период «колючей» тематики у него уже давно прошел, вместе с переменой в творчестве, произошла и перемена сценического образа: место псевдонима «Трофим», заняло его настоящее имя — Сергей Трофимов …»
Оттолкнемся от этой мысли и попробуем проследить творческую эволюцию артиста.

С раннего детства он знал, что свяжет жизнь с музыкой, причем с музыкой большой, классической. Тяжелейший перелом обеих рук, полученный в тринадцать лет, перечеркнул мечты. Но не зря говорят: «Бог по жизни ведет». И тернистый путь Трофимова к своему слушателю как нельзя красочно иллюстрирует народную мудрость.
Не смотря на травму, Сергей нашел в себе силы закончить обучение в хоровой капелле. Когда же пришло время определяться с институтом, сомнений не было — вуз должен быть музыкальный. Но какому из «храмов науки» отдать предпочтение оставалось неясным. Школьным другом Сергея был сын известного советского комика Евгения Моргунова Антон. Однажды с компанией приятелей Трофимов оказался в гостях у Антона. Прирожденный заводила и большой любитель юмора Сергей несколько часов развлекал друзей анекдотами, шутками и песенками собственного сочинения. Ребята так увлеклись, что не заметили как отворилась дверь, и на пороге выросла фигура Моргунова-старшего.
— Молодой человек, — обратился хозяин квартиры к притихшим парням. – Я невольно послушал ваши экспромты… И должен вам сказать, Вы – прирожденный артист. Вам нужно учиться. Не думали, чем заняться после школы?»
Тогда Сережа откровенно рассказал Евгению Александровичу обо всем. О несчастном случае, о депрессии и сомнениях в выборе жизненного пути.
— Понятно, — кивнул актер. – Знаешь что, я сейчас же позвоню во ВГИК, съезди-ка ты к ним.
Обалдевший, он только кивнул в ответ, и через несколько дней последовал совету. Но во ВГИКе набор к тому времени был закончен и несостоявшемуся студенту посоветовали отправиться в ГИТИС: «У тебя музыкальное образование. Театральный – это то, что тебе надо!»
В ГИТИСе абитуриент Трофимов произвел должное впечатление: «Все отлично, готовьтесь к вступительным экзаменам, мы не сомневаемся, что вы станете нашим лучшим студентом!» И Сергей взялся за дело: подготовил басню, танец и, чтобы сразить комиссию на повал, решил выучить опереточную партию. Благо, соседом по дому был один из ведущих артистов московского Театра оперетты. «Приезжай ко мне на работу, — сказал он, — Мы с тобой подберем материал под твой голос, и все будет в порядке».

— Тебе кого, мальчик? – неприветливо спросил вахтер на служебном входе театра.
Сергей начал было объяснять, как проходившая мимо по коридору театра незнакомая женщина, услышала его и, не обращая внимания на ворчливого старичка, позвала юношу за собой.
— Давай не будем ждать твоего соседа, я сама тебя послушаю.
Упрашивать спеть Трофимова никогда не приходилось, и он с охотой устремился за «доброй тетенькой» (как потом охарактеризовал незнакомку своей маме). За кулисами он показал на что способен, и был удостоен самой серьезной похвалы.
— А как зовут-то «тетеньку», ты спросил? – поинтересовалась вечером мама.
— Спросил. Татьяна Ивановна.
-А фамилия?
-Шмыга.
Мама потеряла дар речи.

Сергей пришел держать экзамен на курс Петра Фоменко. Одна из известных артисток отчего-то заявила ему: «Ты идешь по рекомендации, значит, будешь сдавать последним». Шестнадцатилетний парнишка, ослабленный после болезни, терпеливо ждал пять часов перед дверями приемной комиссии, пока не рухнул от голода в обморок, а придя в чувство, ушел из ГИТИСа, не пожелав повторять попытку не смотря на уговоры родных, соседа и даже Татьяны Шмыги.
Да, кому-то его поступок может показаться мальчишеством, но здоровая упертость, умение настоять на своем, не взирая на авторитеты, важные черты его характера, которые еще не раз помогут и выведут на нужный путь.

Сергей поступил в институт культуры. Здесь он собрал группу, с которой стал лауреатом московского фестиваля молодежи и студентов. Перед высоким жюри ребята исполнили одну из первых песен Трофимова «Путник», написанную в стиле кантри.
Бурные перестроечные годы швыряли людей точно лодки в океанский шторм. Сергей Трофимов не стал исключением, пройдя свой путь, от работы на ресторанной сцене и гастрольного чеса по стране до служения в храме божьем и создания церковной музыки.

В этот период (или — Позднее) в ресторане «Орехово» музыкант познакомился с начинающей в ту пору исполнительницей Светланой Владимирской, и написал для нее песню, за которую получил свой первый авторский гонорар.

Но куда бы не бросала и как бы не испытывала его судьба, муза не покидала его души: рождались новые мелодии, ритмы и стихи.
Правда, творил Сергей в основном «в стол», пока, по приглашению продюсера и супруга певицы Каролины не ушел на постоянную работу в созданный последним продюсерский центр. Случилось это в самом начале 90-х.
Неудивительно, что первым шлягером в новой студии стала композиция под названием «Мама, все ок!», написанная Трофимовым специально для Каролины. В качестве гонорара певица предложила молодому композитору роскошную по тем временам (да и по нынешним, кстати, тоже) вещь – норковый полушубок, который Сергей с гордостью вручил в подарок удивленной маме.
И потянулись месяцы, когда талантливый музыкант, точно шахтер, выдавал на гора хит за хитом, получая от работодателей, по большому счету, копейки. Один из «зубров» еще советской эстрады, услышав песни Сергея, с готовностью выразил желание их приобрести, правда, с «маленьким» условием… Автором нужно было указывать самого мэтра, а не подлинного создателя. Трофимов наотрез отказался от «заманчивого» предложения, продолжая торить свой путь.

Однажды судьба свела его с мега-популярным в то время солистом группы «Рондо» Александром Ивановым. Он пришел на студию в тогдашнем сценическом образе крутого рокера: в косухе, цепях и ботинках на платформе. Без всякого прицела Сергей наиграл пару старых, лет десять назад написанных мелодий, среди которых была и знаменитая сегодня «Грешной души печаль». Неожиданно для Трофимова «металлист» Иванов попросил спеть лирическую песню снова, а потом задумчиво спросил, нет ли еще каких песен в загашнике. Материала «в столе» было достаточно. Александр записал не одну, а едва ли не дюжину песен Трофимова, и альбом, как говорится, выстрелил – песни ушли в народ, и, судя по всему, возвращаться не собираются. Вот только имя автора тогда никто не знал, да и, по большому счету, не желал им интересоваться. Так уж повелось у нас – все песню знают, поют и танцуют под нее, а именем того, кто им эту радость подарил, не интересуются. И случай с Трофимовым, к сожалению, лишь один из многих.
Итак, песни его зазвучали в полный голос. Но до поры – чужой. Кроме сотрудничества с Владмирской, Каролиной, Ивановым Сергей писал для Лады Дэнс, Лаймы Вайкуле и многих других звезд. Однако все попытки пробиться на радио и ТВ с авторским исполнением натыкались на дежурное: «Не формат!»
Нет, конечно, были съемки, концерты, гастроли… Но почему-то в последний момент оказывалось, что именно на Трофимове кончилась пленка у оператора и в эфире он в очередной раз не появится. Все это, конечно, не добавляло вдохновения артисту.

Как-то раз, в середине 1995 года, музыкант в компании исполнил пару старых шуточных песен. Продюсер загорелся: «А давай издадим их, сейчас шансон вон как популярен!»
— Я это записывать не хочу. Это просто стеб, к тому же написанный еще в студенческие годы.
Но шеф наседал.
— Ладно, — сдался Сергей. – Выпущу. Но только под псевдонимом.
— Вот и отлично, ты у нас Трофимов, значит будешь…, — продюсер задумался. – Трафик!
-Ну, уж нет, только не Трафик! – возмутился начитанный Сергей. — Уж лучше просто – Трофим!
Полгода спустя вся Россия распевала «Бьюсь как рыба», «Скажи мне милая» и, конечно, «Аристократию помойки»…
Ну, а дальше…
Раз эта пластинка у вас в руках, дальше вы все знаете сами…

P.S. Во время подготовки материала стало известно, что 10 марта 2011 года указом Президента Российской Федерации «за заслуги в области искусства» автору-исполнителю Трофимову Сергею Вячеславовичу было присвоено почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации.

Максим Кравчинский, зав. кафедрой «Менеджмент в кино, ТВ и индустрии развлечений» Государственного Университета Управления.


Click to access the login or register cheese