«Балалайка-зараза» или четыре жизни Николая ЦВЕТНОВА

Пластинка Николая Цветнова с записью концерта для балалайки с оркестром.
Пластинка Николая Цветнова с записью концерта для балалайки с оркестром.

В октябре 2021 года ко мне в руки случайно попала пластинка Николая ЦВЕТНОВА, с записью, как гласила надпись на конверте, его концерта для балалайки со Стокгольмским симфоническим оркестром, состоявшимся в Осло зимой 1979 года. Признаюсь откровенно, его имя мне ровным счетом ни о чем не говорило, потому что ранее его диски я никогда не встречал. Удивляться тут, в общем-то, нечему, потому как в 1960-80-е годы во всех уголках Земли, а особенно в Западной Европе, наблюдался настоящий бум русской фольклорной музыки во всех ее проявлениях: от песен до инструментальных обработок, а уж о балалайке, которая по сей день является одним из синонимов русской музыки, и говорить не приходится: в то время в мире насчитывались сотни ансамблей и солистов, терзавших три струны «балалайки-заразы». Взгляните лишь на несколько дюжин из мириады пластинок, изданных в разные годы за рубежом.

Василий Васильевич АНДРЕЕВ (1861-1918).

Мода на этот незатейливый, на первый взгляд инструмент, возникла в Российской империи в конце XIX столетия, благодаря усилиям дворянина Василия Васильевича Андреева (1861-1918), создавшего в 1888 году первый оркестр русских народных инструментов. О его судьбе я когда-нибудь расскажу особо, а пока лишь замечу, что с его легкой руки популярность балалайки широко распространилась по всей России, а в дальнейшем, благодаря заграничным турне коллектива Андреева, выплеснулась далеко за ее пределы. После революции 1917 года, когда по всем континентам рассеялись миллионы русских беженцев, этот простой и недорогой инструмент помог выжить на чужбине не одной тысяче наших соотечественников. Эмигрантская пресса 1920-30-х годов пестрит объявлениями о выступлениях балалаечных оркестров, квартетов, трио, солистов и т.д. Например, в балалаечном оркестре в Белграде играл известный в будущем казачий поэт Николай ТУРОВЕРОВ, а в Париже — брат писателя Михаила БУЛГАКОВА. В 1939 году в Англии был снят фильм «Балалайка» с участием Эдди Нельсона и Илоны Мэсси. Песня из фильма была весьма популярна на Западе и никого даже не смущало, что герой, играющий на балалайке, исполняет песню в ритме танго. Но, что вы хотите, «клюква» — она и есть «клюква». Однако, благодаря успеху картины, по всему миру стали открываться рестораны с музыкальным названием. Свои «Балалайки» «заиграли» в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Вашингтоне, Париже, Гонконге и даже в Гаване. Уже в 1980-е годы ресторан с таким названием открыл на Манхэттане популярный исполнитель Эмиль Горовец. Правда, «звучала» его «Балалайка» недолго.

Вернемся к нашему главному герою. В 1922 году свой оркестр под названием “Norsk balalaika orkester” был организован в столице Норвегии, городе Осло, русским эмигрантом Николаем Сергеевичем ШУМОВЫМ-АРСЕНЬЕВЫМ (по другим данным оркестр был основан в 1920 году Б.Е.Гофманом (псевдоним — Борис Борисов)). Среди его участников был сын белого офицера Коля ЦВЕТНОВ. Он пришел в оркестр в середине сороковых, когда ему было 14 лет. С тех пор, на протяжении всей своей длинной и удивительной жизни, Николай не расставался с инструментом.

Николай Николаевич ЦВЕТНОВ родился весной 1929 года в Берлине в семье белого офицера, сражавшегося в армии Врангеля. Оказавшись в изгнании отец создал музыкальный театр «Арлекин», с которым на протяжении двух десятков лет колесил с гастролями по Европе. Перед самой войной семья осела в Норвегии. Николай рос открытым и любознательным мальчиком. В годы юности помимо игры на балалайке он увлекся стрелковым спортом, вступил в престижный Норвежский офицерский клуб пистолетчиков. Множество раз становился победителем национальных соревнований в стрельбе из скорострельного пистолета и поставил 4 рекорда страны; был участником Олимпийских игр в Риме (1960) и Токио (1964). А в 1963 году завоевал Королевский кубок Норвежской стрелковой ассоциации. В дальнейшем молодой человек закончил медицинский институт в Осло. Служил врачом в лётном дивизионе. В 1970 году защитил докторскую диссертацию в Университете Гётеборга (Швеция) и с 1973 года стал сотрудником нейрохирургического отделения Каролинской клиники Стокгольма, где в короткий срок проявил себя как выдающийся профессионал. В 1980 году Указом короля Норвегии Николай ЦВЕТНОВ был утверждён в пожизненном звании профессора экспериментальной нейрохирургии Университета Осло. С того времени и до ухода на пенсию в 1999 году он работал главным врачом клиники нейрохирургии при Государственном госпитале Осло. Николай Николаевич был не только практикующим врачом-хирургом, но и автором множества научных статей и изобретений. Приезжая с докладом на очередную конференцию заграницу он неизменно удивлял собравшихся тем, что читал доклад на языке страны пребывания, будь то Испания, Россия или даже Ирак. Помимо спорта, музыки и медицины еще одной страстью Николая ЦВЕТНОВА было изучение иностранных языков. Он свободно говорил на восьми и неплохо владел еще, как минимум, полудюжиной других языков. Удивительно, но при столь напряженном ритме жизни он никогда не забывал о балалайке. В его доме в Осло хранилась огромная коллекция уникальных инструментов, среди которых было два работы великого мастера-балалаечника Семена Налимова (1857-1916). Николай Николаевич ЦВЕТНОВ более 70 раз выступал с Норвежским и Датским государственными оркестрами, со Стокгольмским симфоническим оркестром и с Большим Симфоническим Оркестром в Концертном зале им. П.И.Чайковского в Москве, дирижировал которым Геннадий Рождественский. Музыкант, врач, спортсмен и полиглот Николай ЦВЕТНОВ ушел из жизни 18 января 2016 года. Все свои музыкальные инструменты он завещал России. Сегодня его балалайки хранятся в Санкт-Петербургской консерватории. Мне известно, что в еще при жизни Николая Николаевича в Норвегии была издана книга о нем. Буду признателен, если кто-то из посетителей сайта поможет разыскать ее в бумажной или хотя бы электронной копии. Хочется больше узнать об этом выдающемся человеке. А пока я предлагаю вашему вниманию запись выступления Николая ЦВЕТНОВА со Стокгольмским симфоническим оркестром, которое состоялось зимой 1979 года в Осло и в качестве «вишенки» на торте — песенку из упомянутого выше фильма «Балалайка» 1939 года.


Click to access the login or register cheese