«Моя золотая, давай погадаю…»

Реклама гадалки из эмигрантского журнала. Константинополь, 1921 год.

Популярная в нэпманские годы цыганская певица Анна ОРЛОВА исполняла песенку «Моя золотая, давай погадаю…». Лет эдак 70 спустя мне попалась в руки реклама другой цыганской примадонны Жени ШЕВЧЕНКО, где она предлагала не ангажировать ее на выступления, а представляла себя в качестве гадалки: «Популярная певица гадает также хорошо, как и поет». По воспоминаниям Михаила ГУЛЬКО в 1980-е годы Женю можно было встретить в ресторане «Русский самовар», где она, примостившись за угловым столиком, раскладывая карты, поджидала клиентов. Услышав это я, признаться сильно удивился, не представляя как можно предлагать гостям ночных клубов такую странную дополнительную услугу. Однако, как показало время, я ошибался. Однажды, перебирая в «Славянской библиотеке» в Праге комплект эмигрантского журнала, издававшегося в Константинополе, я увидел схожую рекламу «хироманта-оккультиста», предсказывающего будущее в в ресторане «Хризантема» на улице Пера. А совсем недавно в мою коллекцию попала визитная карточка старейшего русского ресторана Нью-Йорка под названием «Русский медведь». Этот крошечный прямоугольник уникален по двум причинам: во-первых, здесь тоже рекламируется некая гадалка Рава, а, во-вторых, на обороте можно увидеть три имени, написанные от руки. Сегодня трудно сказать наверняка, были эти имена вписаны одним человеком или же каждый из их обладателей вписал себя сам, желая попасть в гадалке. Самое же примечательное здесь то, что в этом списке на нижней строчке можно прочитать: «Настя Полякова«. Так звали знаменитую цыганскую певицу, которая прославилась еще до революции и в дальнейшем с успехом выступала в эмиграции. Хотела ли она узнать, «чем сердце успокоится» или же ее вписали на оборот этой карточки по каким-то иным причинам, мы теперь вряд ли узнаем. Однако с уверенностью можно сказать, что гадалки были привычной часть ресторанного пространства на протяжении всего ХХ столетия, а некоторые из них еще и пели при этом.

В заключение еще несколько слов о «королеве цыганской песни» Насте ПОЛЯКОВОЙ. Она начала свою карьеру еще до революции, выступала в «Яре» и «Стрельне». Случалось, пела в залах дворянских собраний. После 1917 года эмигрировала вместе с племянниками — Владимиром и Сергеем. Первый стал известным певцом парижских кабаре, а второй — сменил со временем гитару на мольберт художника и стал успешно продавать свои картины. Анастасия Алексеевна пела в русских трактирах Константинополя, позднее — вместе с Юрием МОРФЕССИ выступала в Праге, Софии, Берлине… В середине 1920-х перебралась в Париж. Здесь с размахом отметили 30-летний юбилей ее творческой деятельности. В газете «Возрождение» (31.03.1926) был опубликован интересный репортаж с праздника. Позднее артистка уехала в Америку. Жила в Нью-Йорке, пела в ночных кабаре. Однажды даже выступала в Белом Доме перед президентом Рузвельтом и его гостями. В ноябре 1945 года состоялся ее бенефис. В программе принимали участие друзья-артисты: Адя Кузнецов, Лёня Кальбус, Сева Фуллон, Миша Цыганов, Маруся Сава и парижанка Сара Горби (в то время она работала в нью-йоркском ресторане «Корчма»). Этот концерт оказался последним в жизни певицы. Анастасия Алексеевна Полякова ушла в лучший мир 17 октября 1947 года.

 


Click to access the login or register cheese