Песни каторги на эстраде: от Николая II до Сталина

На YouTube-канале ProПесни вашему вниманию представлено более полутысячи видео. Среди них есть весьма необычные релизы. Первый — записи «песен каторги» с дореволюционных пластинок. В начале ХХ века, на волне революционных настроений и ослабления цензуры после событий 1905 года в обществе возникла мода на «песни каторжан», как называли этот жанр в то время. Композитор Вильгельм Наполеонович Гартевельд стал первым человеком в Российской Империи, который начал не только собирать и изучать каторжанский фольклор, но и вывел его на большую сцену. Хотя сам исследователь настаивал на том, что его «этнографические концерты» преследуют исключительно научную, а не развлекательную цель, факт остается фактом: именно благодаря Гартевельду зазвучали более века назад со всех эстрад «песни каторжников, беглых и бродяг». Конечно, знали и пели острожные баллады на Руси с незапамятных времен. Вспомним хотя бы песни Ваньки Каина. Но обозначить это явление в качестве самостоятельного музыкального жанра и вынести на суд широкой публики додумался только Вильгельм Наполеонович. Почувствовав успех начинания Гартевельда, по всей России, как сорняки на заброшенном огороде, тут и там стали возникать коллективы, распевающие каторжанские песни: «Хор каторжан № 1», «Квартет каторжан Бориса Гирняка», «Хор каторжан п/у Макарова», «Сибирский квартет Гирняка и Шама»… Несть числа на российской сцене начала ХХ века было этих предшественников современных групп «Лесоповал» и «Бутырка». Модный каторжанский фольклор входил в репертуар и признанных звезд императорских подмостков. С легкой руки Гартевельда о «злой бродяжьей доле» запели Федор Шаляпин и Надежда Плевицкая, Лев Сибиряков и Мария Лидарская, Михаил Вавич и Александр Вертинский… Не раз я писал об этом жанре на сайте и на страницах своих изданий, а два года назад в серии «Русские шансонье» вышла книга Игоря Шушарина «Вильгельм Гартевельд — шведский дедушка русского шансона», где подробно рассказывается биография человека, с легкой руки которого жанр «каторжанских песен» вышел в Российской Империи на большую эстраду. Все представленные ниже фотографии из моей коллекции, кроме пластинок (их источник сайт — www.russian-records.com)

Долгое время считалось, что после революции это музыкальное направление исчезло вместе с другими культурными приметами старого быта. Однако, это не так. В двадцатые годы артисты эстрады быстро сориентировались и переформатировали модный жанр, добавив короткую приписку. «Песни каторги и ссылки» — под такой вывеской звучали теперь старые песни в новой коммунистической реальности. Власть воспринимала такую трансформацию спокойно, даже одобрительно, ведь многие большевистские вожди успели к октябрю 1917 побывать и на каторге, и в ссылке. Теперь бывшим сидельцам повсюду оказывали почет и уважение. В центре Ленинграда было открыто «Общество политкаторжан», которое активно занималось выпуском различной литературы. Например, в 1930 году видела свет книга «Песни каторги и ссылки», где в предисловии говорилось: «Песни каторги и ссылки были песнями самой революции, и песни революции были родными на каторге и в ссылке». В это же время бывшие арестанты создали хор, исполнявший знакомый не понаслышке репертуар.

Однако, несмотря на былые заслуги, в 1935 году общество Политкаторжан разогнали, а особо ретивых товарищей отправили обратно в сибирские края продолжать собирать материалы для новых сборников. Но несмотря на репрессии в отношении старых большевиков, на протяжении всего правления Сталина на советской эстраде не прекращали звучать песни «каторги и ссылки». Причем исполнялись они профессионалами высшей пробы — солистами Большого Театра или Всесоюзного Радиокомитета. Ни чем иным, кроме любви высших партийных вождей к этому жанру, я не могу объяснить сей странный факт. И второй релиз на моем канале как раз и посвящен песням тюрьмы, каторги и ссылки, звучавшим на советской эстраде. Оставляйте ваши отзывы и комментарии под видео, рассылайте ссылки друзьям и знакомым, а главное — подписывайтесь на канал ProПесни! Если у вас есть интересные архивные материалы на эту тему, которыми вы готовы поделиться, пожалуйста, пишите мне на электронную почту. Адрес — в разделе Контакты.


Click to access the login or register cheese